Фамилия

Хорошая фамилия? Ещё бы! Одного из тех, кто её прославил, московские GOODMAN'ы числят в ближайшем родстве - по отцовской линии. Родство прямое, кровное и бросающееся не только в глаза, но и в уши, поскольку объясняет фамильную музыкальность в целом и стилевые предпочтения в частности.

 

БЕННИ ГУДМАН И ЕГО ЧЕРНО-БЕЛАЯ МУЗЫКА

 

Бенджамин Дэвид Гудман, в дальнейшем именуемый по-семейному - просто Бенни - родился 30 мая 1909 года в Чикаго. Его родители эмигрировали в Страну Великих Возможностей из России - и правильно сделали, потому что если кому на роду написано стать джазменом, его родители просто обязаны обеспечить ребёнку великую возможность выполнить Божью волю.

 

Происхождение у Бенни было по-пролетарски правильное - отец его работал на швейной фабрике. Неизвестно, нравилось ли это Бенни или он предпочел бы, чтоб его отец был совладельцем "General Motors", но судьба не ошибается - через 53 года это обстоятельство сыграет решающую роль в вопросе, кого из джазовых королей пригласить на гастроли в СССР - Луи Армстронга или Бенни Гудмана. Остаётся гадать, кем был отец Армстронга, но поехал Бенни - Хрущёв в вопросах происхождения был строг и принципами не поступался.

 

Одни уверяют, что Гудман учился классическому кларнету у музыканта Чикагского симфонического оркестра Франца Шоппа, другие - что в синагоге. Кого в этой связи считать недоброжелателями, поймёшь не сразу, но выучили ребенка прекрасно. В двенадцать лет состоялся его дебют как кларнетиста, а в четырнадцать головокружение от успехов заставило бросить школу, чтобы баловство с физикой и геометрией не отвлекало от серьёзного дела. Серьёзным делом в Америке считался джаз. Бенни и его кларнет полностью на нём сосредоточились - на той его разновидности, которая считалась новоорлеанским стилем. В шестнадцать, не спросив ни аттестата о среднем образовании, ни записки от родителей, его взял в свой оркестр Бен Поллак. В девятнадцать Бенни впервые записал сольное выступление на радио, в двадцать ушел от Поллака и перебрался в Нью-Йорк. Работал везде, где было можно - на Бродвее, на радио, в студиях известных музыкантов. Кларнетистом Бенни был исключительным, и его кларнет узнавали сразу. А потому очень скоро он становился визитной карточкой любого оркестра, в котором играл. "А, это тот, где Бенни Гудман!" - знающая публика поднимала брови и включала радио погромче. В 1932 Гудман впервые попал в чарты с записью He's Not Worth Your Tears. В 1934 был подписан контракт с Columbia Records, и вскоре Бенни прочно обосновался в горячей десятке, практически не исчезая из неё ни на один день. То "Ain't Cha Glad", то "Riffin' the Scotch", то "О Рарру", а то и "I Ain'l Lazy, I'm Just Dreamin" сводили с ума музыкальных нью-йоркцев, обеспечивая ажиотажный спрос на пластинки и взлет рейтингов радиостанций.

 

Дела шли так хорошо, что Гудман решился создать собственный музыкальный коллектив из 12 человек, сочетающий, как считают профессионалы, "экспрессивный импровизационный стиль чёрного джаза с дисциплинированной точностью ансамблевой игры". После этого дела пошли ещё лучше - в июле 1934-го Гудман и гудмановцы попали на первое место в хит-параде с записью инструментальной композиции "Moon Glow". И понеслось: Контракт на участие в еженедельной танцевальной радиопрограмме "Saturday Night Let's Dance" с радиокомпанией NBC, еще восемь хитов в "Тор 10" вместе Columbia Records, смена студии на "RCA Victor" - в погоне за длинным американским рублём, - ещё пять хитов, национальное турне, контракт на полгода концертов на родине - в чикагском Конгресс-холле, ещё 15 хитов в "Тор 10", в том числе номера "It's Been So Long", "Goody-Goody", "The Glory of Love", "These Foolish Things Remind Me of You" и "You Turned the Tables on Me" (все - с вокалом Элен Уорд). Оркестр Бенни Гудмана стал постоянным участником радиосериала "The Camel Caravan", а вскоре состоялись первые киносъемки оркестра. Но это всё - только факты, а суть была в том, что 21 августа 1935 года началась эра свинга. И открыл её Бенни Гудман своим историческим концертом в Palomar Ballroom близ Лос-Анджелеса. Должно быть, публика ждала свинга, а свинг ждал Бенни, чтобы уже вместе с ним завоевать Америку. Самое смешное, что чёрный свинг выбрал белого Бенни.

Во второй половине 30-х свинг стал королём Америки, а Бенни - королём свинга. Некоторые его произведения к тому времени уже считались классикой ("Stompin' At The Savoy", "Let's Dance", "Don't Be That Way" и суперхит "Sing, Sing, Sing"). Он снялся в фильме "Swing Kids", и теперь публика узнавала его не только по звучанию кларнета. Однако существовала небольшая загвоздка - Бенни хотел, чтоб с ним вместе свинг играли лучшие, а лучшие были "отмечены сажей". Черных музыкантов хватало, но они играли свою музыку отдельно, своими черными бэндами, и не с каждым белым выскочкой соглашались иметь дело. Белым же, в свою очередь, и без того проблем хватало, чтобы в сегрегированной Америке устанавливать правила игры на музыкальных инструментах. Но Бенни славился ослиным упрямством и нежеланием считаться с любыми правилами, включая арифметические.

 

В августе 1936-го он услышал игру Лайонела Хэмптона в клубе "Парадайз " в Сан-Педро - о Хэмптоне уже шла слава как о самом "быстром" ударнике мира. После выступления Гудман, чёрный ударник Хэмптон, чёрный пианист Тедди Уилсон и белый ударник Джин Круппа на протяжении двух часов импровизировали, а на следующее утро сделали свою первую совместную запись. Состав этот вошел в историю джаза как "Квартет Бенни Гудмана". Сделанные им записи - классический пример звучания "combo" эры cвинга. Вокалистка Элла Фитцджеральд, выведшая ещё одну композицию Бенни на первое место в хит-парадах, дирижёр и аранжировщик Флетчер Хендерсон, помогавший ему глубже проникнуть в душу свинга, навсегда сплели музыку Гудмана с ее чёрными корнями. Результат исключал все разговоры о целесообразности. Расовые барьеры были сломлены в пределах одного отдельно взятого музыкального стиля - свинга. Так начались "четыре великолепных года с Бенни", как называл это время в старости Хэмптон - к тому времени патриарх и признанный гений.

 

И что это были за годы! Триумфальные гастроли в Paramount Theater в Нью-Йорке, а затем в Карнеги Холле, съёмки в фильме "Hollywood Hotel", 6 хитов в 1937-м, 14 - в 1938-ом, причём один из них - заводная инструменталка "Sing, Sing, Sing" (With a Swing), позже введённая в Зал Славы Grammy. В те же годы Бенни начал параллельную карьеру исполнителя классики, записав "Кларнетный квинтет" Моцарта с Будапештским струнным квартетом, исполняя новые работы Бартока ("Контрасты", 1938), Копланда, Хиндемита и других.

 

Однако успех часто разводит людей, вместе его создававших. В 1939-ом от Гудмана уходят Джин Крупа и сотрудничавший с квартетом трубач Гарри Джеймс - конечно, для того, чтобы создать собственные бэнды. С боков его теснят быстро поднимающиеся Арти Шоу и Гленн Миллер. В 40-ом Бенни болел так, что даже вынужден был распустить свой оркестр. Однако и в этом году на его счету 8 хитов, в том числе "And the Angels Sing, также вошедший в Зал Славы Grammy.

 

Бенни вернулся на Columbia Records, и в ноябре появился в бродвейском мюзикле "Swingin' the Dream" с новым коллективом - секстетом. Шоу просуществовало недолго, но принесло Benny Goodman лидер-хит марта 1940-го - "Darn That Dream".

 

В 40-е пушки гремели так, что музы притихли даже в Америке. Бенни собирал и распускал оркестры, записывал пластики, снялся в нескольких фильмах, создавал хиты, участвовал в бродвейском ревю Seven Lively Arts. В апреле 1945 его альбом "Hot Jazz" оказался в списках вновь учреждённого хит-парада "Тор 10". В этом же году среди трёх его хитов один чуть не стал первым в Тор-10 - это был "Gotta Be This or That" и вокалистом выступил: сам Бенни Гудман! Однако то ли времена были плохи, то ли легендарная вспыльчивость и фантастическая несговорчивость Бенни работали против него, но постоянного коллектива у него не было - он довольствовался тем, что собирал временные составы для гастрольной и студийной деятельности.

 

В ноябре 1950-го Columbia Records выпустила альбом "Carnegie Hall Jazz Concert". В основе его была концертная запись 1938 года, времён гудмановского триумфа. Этот альбом считается наиболее успешно продаваемым джазовым альбомом всех времен.

 

В 1952-го стал хитом номер один следующий альбом - "Jazz Concert No. 2". Но и он был, в сущности, отражением былой славы - его собрали на основе записей радиотрансляций 37-го и 38-го.

 

Свинг стремительно терял популярность в Америке. Гудман пробовал экспериментировать с другими жанрами, но особого успеха не снискал. Время от времени прекрасное прошлое посылало Бенни привет - в 1956-ом, например, ещё один альбом-переиздание попал в "Тор 10" - саундтрек биографического фильма "История Бенни Гудмана", в котором Бенни сыграл Стив Аллен, но за кадром звучал его собственный кларнет. Однако Бенни не собирался превращаться в легенду заживо. В его голову пришла мысль нести свет всем народам мира, слышавшем о свинге, но не сам свинг. Гудман организовал мировое турне, в которое взял с собой несколько небольших групп. Кульминационным моментом стала поездка в Москву. Спонсором при этом выступило правительство США - очевидно надеясь, что гудмановский свинг добавит пару градусов хрущевской оттепели.

 

Концерт оркестра Бенни Гудмана в Москве состоялся в 1962 году во Дворце спорта ЦСКА. В нашей столице его ждали тысячи людей, не верящих своему счастью. Прославленный, великий, гениальный! Лучший кларнетист всех времен и народов! Сын рабочего швейной фабрики, в конце концов! Наконец-то мы услышим, что это, узнаем, как это, поймём, с чем его едят, этот свинг! Не тут-то было.

 

КГБ, обеспокоенный поднятым вокруг приезда Бенни "нездоровым ажиотажем", приготовил ему достойную встречу. Действительно, бог знает что могло выйти из этих гастролей. Будут ведь аплодировать, кричать, восхищаться. Ещё букет, прости господи, поднесут иностранцам. И были бы иностранцы какие-нибудь безопасные: болгары, чехи: Монголы, наконец! Но ведь американцы! ЦРУ! Реальные враги, Кубу душат, бомбу на Хиросиму сбросили, а теперь вот нам прислали: Будут нас учить, как музыку играть! Провоцировать низкопоклонство и космополитизм! У нас своей музыки полная консерватория! И ведь не запретишь - политика партии, открытость и сотрудничество! Эх, нет на вас товарища Сталина, он бы показал вам весь этот джаз за Полярным кругом!

 

Светлые КГБ-шные головы нашли, конечно, выход, не допустили провокации. В городские кассы билетов на Бенни Гудмана почти не поступило - почти все распространялись по учреждениям среди проверенных товарищей с классовым чутьём и пролетарским самосознанием, готовых в любой момент дать отпор. Напрасно американский провокатор Гудман Бенни из кожи вон лез, чтобы устроить шабаш в советской столице - даже наше исконное "Полюшко-поле" сыграл на своём кларнете, рассчитывая, видимо, на овацию. Проверенные товарищи не дрогнули. Хрущёв покинул зал после первого отделения. Остальные досидели до конца, но Бенни от этого легче не стало. Провокация сорвалась. Гудман и его оркестр убрались восвояси в свою Америку.

 

Там в новом, 1963-м году, Бенни ждала радостная встреча - студия RCA Victor организовала студийное возрождение "Квартета Бенни Гудмана" в составе его самого, Джина Крупы, Тедди Уилсона и Лайонела Хэмптона. В итоге альбом "Together Again!" также попал в хит-парады и вызвал восторг публики - пусть с некоторым ностальгическим налетом, но всё же живой и искренний.

 

Последним прижизненным альбомом был "Let's Dance" (1977) - телевизионный саундтрек, удостоенный джазовой Grammy. Он прожил 77 лет, знал фантастическую славу, пережил несколько периодов забвения разной глубины и силы, падал и поднимался с каждой своей композицией, и навсегда остался лучшим кларнетистом в истории джаза. Хорошая жизнь, надо полагать. Может, всё дело в фамилии?

ХОРОШАЯ НОВОСТЬ ОТ GOODMAN'а

Вкусная осень в стейк-хаусе GOODMAN

За что мы по-настоящему любим осень, так это за новое сезонное меню в стейк-хаусе GOODMAN! Мы стремимся удивить гостей оригинальными вкусовыми сочетаниями и создать теплую атмосферу даже в самый пасмурный день. Поэтому приглашаем вас отведать яркие и аппетитные блюда из осеннего меню стейк-хауса GOODMAN!

подробнее >>


Телефон: +38 044 596 00 00
ул.Жилянская, 75, БЦ "Евразия"
© 2004 УК "АРПИКОМ" Все права защищены